|
Обычно, рассуждая о лидерстве, о доминирующей позиции в команде, говорят о внутренних личностных свойствах того или иного человека. Считается, что, развивая в себе те или иные "лидерские" качества, мы начинаем себя вести по-лидерски, становимся вожаками в "своей стае". Так действительно бывает часто. Но не всегда.
Смотрите: человек приходит в спортивный зал и говорит тренеру: Я хочу стать сильным... Что мне нужно делать? Поднимай штангу, - отвечает ему инструктор. А тому, кто хочет научиться хорошо бегать, он скажет: "Беги!". А про волю к победе, про настойчивость и упорство, про систематичность и научную обоснованность тренировок разговор у них зайдет еще очень не скоро.
Так что возможен и путь ОТ ДЕЙСТВИЯ К ЛИЧНОСТИ. У этой теории есть серьезное научное обоснование, но мы сейчас на нем не будем останавливаться. Вернемся к лидерству. Попадая в незнакомую компанию, Вы довольно быстро понимаете, "кто здесь главный". Вы не всегда анализируете, как Вы об этом догадались, но интуиция Вас, как правило, не обманывает.В ходе одного из тренингов, мы с участниками составили список признаков, по которым можно выявить в команде ее лидера (даже если он не носит погон и не окружает себя золотыми табличками с указанием должности). Вот высказывания участников с некоторыми моими комментариями.
Итак, ЧТО ДЕЛАЕТ ЛИДЕР:
Лидер принимает решения. Это значит, что он рассматривает несколько возможных вариантов поведения, даже, может быть, советуется со специалистами, но в итоге САМ решает, что именно он предпримет.
Лидер дает задания. Не обязательно в форме приказов или письменных распоряжений. Часто - в виде просьб или советов, причем довольно вежливых. Важно то, что он ведет себя так, как будто знает, что следует делать окружающим.
Лидер не стесняется говорить "Я считаю", "Я полагаю", "Я думаю". Он не пытается сделать вид, что все происходит само собой или по воле внешних сил. Кстати, в армейских уставах есть прямой запрет на использование авторитета вышестоящих командиров. Приказ для солдата исходит из уст его непосредственного начальника и последний не обязан объяснять, что "это товарищ генерал велел".
Лидер самостоятельно планирует свою работу: он решает, когда, сколько и над чем именно он будет работать. Это не значит, что он работает мало. В.Тарасов в своем тренинге "Перехват и удержание власти в организации" приводит пример подчиненного, который засиживается на работе допоздна и утверждает, что такое поведение - опасный симптом. Оно свидетельствует, что сотрудник САМ устанавливает себе продолжительность рабочего дня, хотя и удлиняя его.
Лидер задает вопросы. Даже удаленные от современных тенденций люди хорошо чувствуют, что информация - это власть. Тот, кто отвечает на вопрос, находится в подчиненном положении к спрашивающему. Не случайно фраза "Вопросы здесь задавать буду Я!" является одной из самых ярких иллюстраций неравенства в отношениях общения.
Лидер держит паузу столько, сколько считает нужным. Он может задуматься на довольно длительное время, не беспокоясь о том, что окружающие ждут его реакции, или, наоборот, прервать говорящего, встречным предложением, вопросом, ответом, жестом.
Лидер занимает много места. Это не значит, что он обязательно сидит развалясь. Просто он не ограничивает свое территориальное поведение, он ведет себя так, как ему удобно: ходит, перемещает предметы и людей (вежливо просит подвинуться, чтобы он мог пройти). Он занимает визуальное пространство, жестикулируя, указывая окружающим, на что им следует посмотреть. Он занимает звуковое пространство, говоря громче всех или тише всех, если считает это необходимым.
Лидер намечает цели. Он не просто говорит о текущей работе, но и напоминает окружающим, к какой цели они движутся. Он держит цель в своем сознании и показывает собеседникам, что его и их совместные действия целенаправленны.
Лидер несет ответственность. От простого сотрудника Вы легко можете услышать фразу "Я что? Я - ничего! Что я могу сделать? Я здесь не при чем!" От руководителя - никогда! Даже если что-то происходит в его отсутствие, он считает себя причастным к этому!
Лидер, наконец, высказывает оценки. Он хвалит или ругает. Он дает обратную связь. Он считает себя вправе "ставить отметки". И окружающие признают за ним это право. Конечно, изложенные признаки не полностью описывают феномен лидерского поведения. Но, согласитесь, черты эти очень характерны. Именно видя перед собой человека, который хвалит нас или порицает, задает нам вопросы, занимает много места, ставит перспективные задачи, принимает на себя ответственность .... мы понимаем, что этот человек - главный. И неосознанно начинаем доигрывать за ним предложенный сценарий. "Короля играет свита" - закон поведения актеров на подмостках. Для того, чтобы один из персонажей, воспринимался как Король, остальные ведут себя как его подданные. Если же этого не происходит, мы склонны считать собравшихся на сцене людей скопищем сумасшедших, у одного из которых заметны признаки мании величия...
Итак, для того, чтобы научиться быстро бегать, мы начинаем бегать. Для того, чтобы стать сильнее и выносливее, мы начинаем заниматься со штангой и тренажерами. Для того, чтобы стать главным, мы начинаем делать то, что делает главный. Я называю это "поведенческой пристройкой": Вы начинаете себя вести так, как будто все уже случилось. При этом совсем не обязательно, и даже вредно, делать это демонстративно. Важно не то, как это выглядит, а то, чем это является по сути. Вы должны оставаться предельно корректным, давая человеку задание. Вы можете начинать высказывать свои оценки окружающим только с "позитива"! Задавая вопросы, будьте настойчивы, но не превращайте беседу в допрос.
Не стремитесь к немедленному результату - Вас просто назовут "выскочкой" и довольно быстро поставят на место. В то же время помните, что результат неизбежен, потому что большая часть Вашего коллектива (как и других коллективов) любит "вождей", верит им, надеется на то, что руководители решат все их проблемы. Большая часть окружающих Вас людей хотят увидеть в Вас лидера, даже если они себе в этом не сознаются!
© Anatoly Lukin. 2000
обсудить в форуме
|
Деловая Сеть
Деловая Сеть
|