|
Итак, влияние...
Собственно
с влияния все и началось. Человек, как
существо коллективное, на самых ранних
этапах своего развития столкнулся с
необходимостью совместных с другими людьми
действий во имя выживания своего рода и его
продолжения. Возникла необходимость
общаться. И не просто общаться, а именно
влиять на других людей в ходе этого общения.
Какова
цель влияния? Поведение! Мы хотим чего-то от
мира нам необходимо, чтобы поведение других
людей этому не мешало, а лучше всего - чтобы
помогало. Мы хотим, чтобы как можно большее
число людей действовало согласно с нашими
интересами.
Инструменты
влияния многообразны. Это не только речь, но
и экспрессивные выражения эмоций: мимика,
жесты, сопение и кряхтение. Это и разного
рода манипуляции с предметами: обменивая
одну вещь на другую, отдавая или забирая что-то
у другого человека, мы "пристраиваемся"
к нему, выстраиваем с ним отношения,
создавая условия для влияния.
Вряд
ли кто-то может построить целостную картину
механизмов влияния одного человека на
другого (других). Во-первых, они слишком
многообразны для этого. А во-вторых -
слишком много школ и подходов, каждый из
которых по-своему верен, но ни один из
которых нельзя назвать полным и
исчерпывающим существо проблемы.
Довольно
теории. Начнем.
Первый
механизм, о которым мы поговорим -
называется так: "Потребность иметь
причину". Считая себя людьми разумными,
мы стремимся к оправданию своего поведения.
Мы делаем то, чего хотим, а потом сочиняем
"объективные причины" своего
поведения. С одной стороны, объективные
причины вроде бы снимают с нас субъективную
ответственность, а с другой - позволяют
продолжать считать себя человеком разумным.
(Кстати, о разумности. Люди не разумны, но
стремятся выглядеть таковыми. Неразумность
людей не является их недостатком. Однако,
апеллирование к разуму - один из приемов
манипулирования и мы поговорим о нем в
ближайших статьях).
Как
же работает потребность иметь причину в
ситуациях влияния одного человека на
другого?
Захожу
в маленький ночной магазинчик. Со мной жена. Она не психолог. Я рассказываю ей о том,
как легко люди соглашаются выполнить Вашу
просьбу, если она сопровождается каким-нибудь
"потому что". А жена - не верит. Я
подхожу к очереди и говорю человеку,
стоящему возле самой кассы:
- "Позвольте, я быстренько пройду... я
очень тороплюсь..."
- Ну, давай, только быстро, - отвечает
здоровяк, который наверняка бы не оставил
от меня даже мокрого места, если бы не... Если
бы не мое "потому что"!
Каждый
в этой очереди торопился. Каждый хотел
побыстрее купить то, что ему нужно и
отправиться домой. Но я первый заявил об
этом как о причине для того, чтобы меня
пропустили без очереди, предоставив всем
свидетелям формальный повод для этого.
Каждый счел мою "причину" разумной (еще
бы! у каждого была такая же!), но ни один не
догадался о том, что это и его собственная
причина.
Я
рассказываю об этом так подробно, потому
что, честно говоря, сам не ожидал столь
убедительного подтверждения теории
практикой.
"Почему
стоматологи рекомендуют Orbit?" - так
начинается один из наиболее агрессивных
рекламных роликов на нашем телевидении. (Ну
мы-то знаем: потому что Orbit им за это неплохо
платит и даже содержит "Стоматологическую
ассоциацию общероссийскую").
"Я
пользуюсь услугами Cityline, потому что это
модно!" - вторит этой рекламе другая. Не важно, модно это или нет. Важно, чтобы
хоть что-нибудь стояло после слова "потому
что".
А
вот что именно должно служить основанием
для поведения человека, зависит от самого
человека, от его социального статуса, от его
привычек и ценностей. Кому-то нравится быть
"как все" и здесь аргументом является
тот факт, что "у соседа уже стоит". Кто-то
наоборот, предпочитает выделяться из толпы
и скорее клюнет на "эксклюзивное
предложение". Для одних важнее чувство
безопасности, для других - вопросы престижа и так далее.
Но
для каждого необходимо иметь ответ на
вопрос "Почему?
© Anatoly Lukin. 2000
обсудить в форуме
|
Деловая Сеть
Деловая Сеть
|